Основные теории социализации личности

Существуют различные теории, в рамках которых по-разному рассматриваются цели социализации, условия, механизмы и основные агенты. В зависимости от той теоретико-методологической базы, которой придерживается автор, меняется понятие социализации и взгляд на ее специфику. В данном пособии будут рассмотрены следующие теории социализации:

— Психофизиологическая концепция;


— Теория когнитивного развития;

— Теория коммуникативного развития.

Психофизиологическая концепция: З. Фрейд.

Данная теория развивалась в рамках психоанализа З. Фрейда.

З. Фрейд (1856-1939 гг) – австрийский психиатр и невролог. Автор теории психоанализа. З. Фрейд рассматривал развитие и становление индивида и человечества в целом по одной схеме: от животного состояния к цивилизованному. Основа личности закладывается до 5 лет, поэтому основным агентом социализации Фрейд и другие представители данной теории считают семью. По сути, человека цивилизованного от животного отличает система ограничений в реализации своих биологических потребностей. И задача социализации – научить человека реализовывать свои биологические потребности, не нарушая при этом социальных запретов. Механизмы социализации, которые позволяют реализовать воспитательный процесс, это:

1. Запрет. Ряд запретов существует в виде табу – это такая разновидность запретов, о нарушении которых человек даже помыслить не может, сама мысль об этом разрушительная для его психики.

2. Замещение-подстановка. Прямой запрет малоээфективен или разрушителен, если он касается реализации базовых человеческих потребностей. Поэтому важно в процессе воспитания не только показать, как делать нельзя, но и как можно реализовать потребность, не нарушив при этом социальный запрет.


3. Подражание. Наиболее эффективный механизм усвоения социальных норм: дети повторяют за родителями их поведенческие особенности, копируют не только внешние черты, речь, мимику и т.д., но и то, как следует поступать в тех или иных ситуациях.

В главе, посвященной работе Фрейда, Хьелл Л. и Зиглер Д. пишут: «Психоаналитическая теория развития основывается на двух предпосылках. Первая, или генетическая предпосылка, делает упор на том, что переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности. Фрейд был убежден в том, что основной фундамент личности индивидуума закладывается в очень раннем возрасте, до пяти лет. Вторая предпосылка состоит в том, что человек рождается с определенным количеством половой энергии (либидо), которая затем проходит в своем развитии через несколько психосексуальных стадий, коренящихся в инстинктивных процессах организма». [Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2006, 607с]

Фрейд выделяет следующие стадии психосексуального развития личности:

1. Оральная стадия.

2. Анальная стадия.

3. Фаллическая стадия.

4. Латентная стадия.


5. Генитальная стадия.

Таблица 4.1. Стадии психосексуального развития по Фрейду

Стадия

Возрастной период

Зона сосредоточения либидо

Задачи и опыт,  соответствующие данному уровню развития

Оральная

0 – 18 месяцев

Рот (сосание, кусание, жевание)

Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела


Анальная

1,5 – 3 года

Анус (удержание или выталкивание фекалий)

Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая


3 – 6 лет

Половые органы (мастурбация)

Отождествление со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная

6 – 12 лет


Отсутствует (половое бездействие)

Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная

Пубертат (половое созревание)

Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям)

Установление близких отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

[Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности.- СПб.: Питер, 2006, 607с ]

Теория когнитивного развития.

В данной концепции акцент делается на развитии навыков мышления, деятельности, профессиональных способностей и умений. Социализированный индивид – это индивид с абстрактным мышлением, способностью к творчеству, обладающий прикладными навыками.

Таким образом, развитие индивида в данной концепции – это развитие его интеллекта.

Данную концепцию в своих работах развивал известный психолог Ж. Пиаже.

Жан Пиаже́ (фр.  Jean William Fritz Piaget; 19 августа 1896 – 16 сентября 1980) — швейцарский психолог и философ, известен работами по изучению психологии детей, создатель теории когнитивного развития и философско-психологической школы генетической психологии (другое название — генетическая эпистемология).

Ж. Пиаже выделил следующие стадии развития индивида:

1. Период сенсо-моторного интеллекта (0—2 года).

На этой стадии возможны манипуляции с предметами, но недоступны мыслительные операции с символами. На протяжении периода сенсо-моторного интеллекта постепенно развивается организация перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром. Это развитие идёт от ограниченности врождёнными рефлексами к связанной организации сенсо-моторных действий по отношению к непосредственному окружению. На этой стадии возможны только непосредственные манипуляции с вещами, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.

2. Период подготовки и организации конкретных операций (2—11 лет).

2.1 Подпериод дооперациональных представлений (2—7 лет)

2.2 Подпериод конкретных операций (7—11 лет)

На стадии конкретных операций действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые операциями. У ребёнка появляются особые познавательные структуры, называемые группировками (например, классификация), благодаря которым ребёнок приобретает способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, тогда как раньше его возможности были ограничены трансдукцией и установлением ассоциативных связей.

3 Период формальных операций (11—15 лет).

Основная способность, появляющаяся на стадии формальных операций (от 11 приблизительно до 15 лет), — способность иметь дело с возможным, с гипотетическим, а внешнюю действительность воспринимать как частный случай того, что возможно, что могло бы быть. Познание становится гипотетико-дедуктивным. Ребёнок приобретает способность мыслить предложениями и устанавливать формальные отношения (включение, конъюнкция, дизъюнкция и т. п.) между ними. Ребёнок на этой стадии также способен систематически выделить все переменные, существенные для решения задачи, и систематически перебрать все возможные комбинации этих переменных.

[Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1994.- 658 с.]

Основными агентами социализации являются семья, образовательные институты, профессиональные коллективы.

Механизмы, с помощью которых происходит когнитивное развитие – это ассимиляция и аккомодация.

Ассимиляция – это развитие когнитивных схем, включение новых элементов. Аккомодация – приспособление когнитивных схем к реальным ситуациям, приспособление схемы к специфическим условиям.

Теория коммуникативного развития: Д. Мид, Ч. Кули.

С точки зрения представителей данной концепции, социализация – это процесс развития коммуникативных навыков в социуме. Социализированным является тот индивид, который может построить эффективную коммуникацию. Происходит это путем усвоения социально значимых символов.

Символ (по Миду) – это некий объект, значение которого не сводится к сумме составляющих его физических свойств. Базовой символьной системой, необходимой для коммуникации, является язык. На примере мифа о Вавилонской башне мы можем продемонстрировать важность единой символьной системы для коммуникации, что в свою очередь обеспечивает стабильное функционирование общества.

Мид выделяет два аспекта формирования самости (идентичности):

  1. I
  2. Me

I (Ай) – это творческий аспект идентичности, те индивидуальные черты личности, которые уникальны и присущи только ей. Me (ми) – это реакция индивида на других. Принятые социальных установок, интериоризованные нормы.

Важную роль в процессе социализации в детском возрасте, по мнению Мида, принадлежит детским играм, в процессе которых развиваются разум и способности ребёнка, происходит усвоение различных социальных ролей. На первой стадии развития (1-3 года) ребёнок просто примеряет на себя всевозможные роли. На второй стадии вместе с другими начинает осуществлять упорядоченное взаимодействие между различными лицами (игра в «дочки-матери»). Критерием формирования зрелого «я» служит способность принять на себя роль «обобщённого другого» — с наступлением третьей стадии (от 4 лет и далее). Таким образом, детские группы общения оказывают важную функцию в формировании личности индивида. В итоге, еще в период первичной социализации, у индивида должен сформироваться образ «обобщенного другого». Критерием формирования социализированной личности является способность индивида принимать на себя роль «обобщенного другого». Обобщенный другой – представление об окружающем мире; некий усредненный набор установок. По сути, формирование образа «обобщенного другого» является той обратной связью, которая возникает у индивида с социальным миром, в котором он существует.

Другим известным представителем теории коммуникативного развития является Чарльз Кули.

Чарльз Кули (англ.Charles Horton Cooley, 17 августа1864,Энн-Арбор,Мичиган—8 мая1929, там же) — американскийсоциальный психолог, профессорМичиганского университета, один из президентов Американской социологической ассоциации.

Основы социологической теории Кули изложены им в работах «Человеческая природа и социальный порядок» (1902), «Социальная организация» (1909), «Социальный процесс» (1918), «Социологическая теория и социальное исследование» (1930). Кули описывал «я-концепцию», его теория «зеркального я» показывает роль социума в социализации личности. Кули предположил, что Я состоит из Я-чувств, которые оформляются через отношение с другими. Мы видим себя через отражение своих чувств в реалиях других.

Важнейшими агентами социализации в рамках данных концепций являются группы наиболее интенсивного общения индивида, в особенности референтная группа.

COM_SPPAGEBUILDER_NO_ITEMS_FOUND