Педсовет адаптация студентов первокурсников в колледже

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, изменение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи, приводит к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению успеваемости и воспитанности.

         «Проблемы адаптации первокурсников»


Мастер по Людмила Викторовна  Кострова, ГБПОУ «Нижегородский техникум транспортного обслуживания и сервиса»

Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, изменение качества профессионального образования, размытость социокультурных ориентиров, уменьшение воспитательных возможностей семьи, приводит к разнонаправленной активности подростков, их психоэмоциональной неустойчивости, падению успеваемости и воспитанности, следствием чего является низкая социальная адаптация выпускников СПО, неадекватная  приспособленность к учебному процессу. Эти процессы непосредственно затрагивают систему среднего профессионального образования. Как показывают опыт, одна из ключевых причин низкой профессиональной подготовки — слабая адаптация студентов к учебному процессу в техникуме. Адаптация студентов в образовательном учреждении является одной из неотъемлемых частей процесса адаптации личности в социуме.

Совершенствование системы среднего специального образования требует внедрения в практику работы комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому вчерашнему школьнику — студенту нового набора в соответствии с его возрастом и индивидуальными особенностями условий развития, формирования полноценной, адаптированной личности, получение профессионального образования. Это требует серьезного подхода к организации педагогическими работниками техникума периода адаптации первокурсников и психолого-педагогического сопровождения студентов в этот период.

Цель:  создание условий для первокурсников в процессе обучения, создание наиболее оптимальных условий,  для безболезненного вхождения студентов в учебную жизнь.

Задачи:• проведение воспитательно-информационных мероприятий для студентов; • оказание индивидуальной помощи каждому нуждающемуся студенту и его родителям; • координация, действий всех сотрудников для решения задач адаптации первокурсников.

 Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в техникуме является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.


Три аспекта адаптации студентов-первокурсников к условиям техникума:

— адаптация к условиям учебной деятельности, приспособление к новым формам преподавания, контроля и усвоения знаний, к иному режиму труда и отдыха, самостоятельному образу жизни;      — адаптация к группе, включение в коллектив сокурсников, усвоение его правил, традиций;

      — адаптация к будущей профессии, усвоение профессиональных  знаний, умений и навыков, качеств.

 

Мероприятия по адаптации студентов, проводимые в техникуме

  1. Ознакомление студентов со структурой учебного заведения, с режимом, требованиями и правилами поведения, с обязанностями студентов. (Устав техникума, Правила внутреннего распорядка для студентов)
  2. Выявление и уточнение списка студентов, требующих особого внимания (сироты, студенты из неблагополучных и малообеспеченных семей). Составление социального паспорта группы.

В группе 25 человек, юноши.

Местожительство:


Н.Новгород – 16 чел (64%)

Нижегородская обл. – 9 чел. (36%)

Состав семьи:

— полная 15+3 (с отчимом) 18 чел. (72%)

— одна мама – 6 чел. (24%)


— сирота – 1 чел. (4%)

Средний балл аттестата: от 3,1 до 3.7

  1. Анкетирование первокурсников, выявление причин поступления в техникум. Определение возможных причин неуспеваемости, определение интересов студентов, выделение «групп риска». (Приложение А, Приложение Б).

4.Введение более строгого контроля посещаемости студентов 1 курса, выявление причин частых пропусков.  Проведение родительских собраний, классных часов, беседы с родителями и студентами.

  1. Организация внеурочной деятельности по развитию учебно-познавательной активности студентов 1 курса: коллективные экскурсии, спортивные мероприятия.
  2. Психологическая адаптация студентов 1 курса: анкеты, тренинги, занятия с психологом; организация дополнительных занятий по дисциплинам для ликвидации пробелов в знаниях.

7.Профессилнальная ориентация первокурсников: беседы о выбранной профессии, о ее специфике и особенностях, презентации о профессии, беседы с выпускниками и представителями работодателей, классные часы.

8.Просветительская работа с родителями: родительские собрания, педагогические лектории и т.д.).


Наблюдая за студентами можно самостоятельно определить, уровень адаптации первокурсника, если знать три формы

  • Адаптация формальная – познавательно — информационное приспособление студентов к новому окружению, к структуре техникума, к содержанию профессионального обучения в нем, к требованиям и своим обязанностям;
  • Социальная адаптация – «вхождение» во внутреннее пространство группы и объединение этих групп студенческим коллективом в целом;
  • Дидактическая адаптация – приспособление к новым формам и методам учебной деятельности, имеющей профессиональную направленность.

Успешность процесса адаптации можно оценить по двум критериям:

  1. объективному: успеваемость и посещаемость;
  2. субъективному: степень удовлетворенности личности коллективом, самим собой и качеством выполняемой работы.

Проблемы студентов, в отношении которых процесс адаптации не организован

  • Школьный стереотип отношения к процессу обучения.
  • Ощущение полной свободы от родительской опеки.
  • Незнание прав и обязанностей студента, правил обучения и поведения в техникуме.
  • Отсутствие навыков самостоятельной работы.
  • Неуверенность в общении с незнакомыми студентами группы и сотрудниками техникума

Техникум и студент взаимно адаптируются друг к другу. Поэтому, мастер  по,  педагоги создают условия для последующего полноценного развития студента – первокурсника. Они  решают  проблему сплочения в единый коллектив разнородной группы студентов, пришедших на первый курс из разных школ, проживающих в разных городах, районах. За короткий срок они должны найти к каждому индивидуальный подход, добиваться не только сплочения новичков в коллектив, но и довести сам коллектив до высшей стадии его развития, раскрыть перед ним перспективы будущей профессиональной деятельности.

Адаптация к учебе в техникуме – это приобретение умений:


  • научиться воспринимать лекционный материал;
  • справляться со значительно возросшим по сравнению со школой объемом информации, который необходимо усваивать;
  • осознать необходимость постоянно успевать за материалом и уделять столько времени, сколько требуется для его понимания;
  • осознать необходимость как самостоятельной работы, так и самоконтроля

 Итак, студенту адаптироваться нужно:

Во-первых, к учебному процессу, который во многом отличается от школьного. Между преподавателем и студентом возникает барьер из-за различия в методах обучения в школах и техникумах. Новая обстановка во многом обесценивает приобретенные в школе способы усвоения материала. На занятиях по многим дисциплинам используется в начальный период, прежде всего, школьная методика, но постепенно вводятся новые элементы педагогических технологий, различные виды самостоятельной работы на занятии и во внеаудиторное время. Преподаватели  обучают приемам конспектирования во время лекций, конспектированию учебной литературы, подбору необходимой информации для занятия, умению обобщать полученную информацию в виде таблиц, схем и т.п. r /> Во-вторых, к новому коллективу. Определить «свое место под солнцем, завоевать авторитет и уважение однокурсников иногда любой ценой»:— одеждой (экстравагантной);— неординарным поведением («взрослым»: сигарета);— смелостью «непослушания» и т.д.В-третьих, к новым условиям жизни: самостоятельной организации учебы, быта, свободного времени.В-четвертых, к новым отношениям с родителями, т.к. подросток становится постепенно независимой личностью.

Результаты адаптации студентов группы № 11

Спустя 2 месяца была проведена анкета среди студентов группы. Ее результаты:

— 60% студентов адаптировались полностью,

  40% студентов адаптировались частично.

— Больше всего нравится: моя группа, техникум, новые преподаватели (по 60%).

— Тяжелее привыкали к новым требованиям (УЗ и преподавателей) (70%).

— Наибольший интерес вызывают дисциплины: история, технология, литература, английский язык, ОБЖ.

— 33% показали свои знания по предметам, 63% показали, но не в полной мере, 4% еще не успели показать свои знания.

— 94% считают, что их ожидания от техникума, новой жизни оправдались.

— Никто из 25 человек не пожалел, что ушел из школы.

  Студенты, размышляя о том, кто такой студент, высказали мнения, что студент – это уже взрослый человек с большими правами и ответственностью, отвечающий за свои действия, который должен думать и понимать, чего он хочет от жизни, и уже из этих выводов понять, как учиться.

Спустя 2 месяца учебы можно сказать, что студенты вошли в рабочий ритм, приняли требования техникума и требования преподавателей. Студенты отрабатывают появляющиеся задолженности по дисциплинам в часы консультаций.

Сохраняется незначительное количество опаздывающих на первую пару (транспорт из пригорода), минимальное количество пропущенных занятий без уважительной причины (плохое самочувствие и записка от мамы).

В целом преподаватели отмечают потенциал группы, ее работоспособность, хотя хвалить ее еще рано: к уроку готовность 60-80%. Активно участвовать в дискуссиях, отвечать устно, высказывать свою точку зрения готовы около четверти группы.

Таким образом, мы видим, что социализация и основная её составляющая – адаптация, является неотъемлемым элементом жизни каждого человека.

Любая из стадий социализации играет свою роль в жизни индивида. И как, мы уже убедились особенно важной, является стадия юности и связанный с ней период начала обучения в техникуме.  Ведь на ней формируется взрослая и самодостаточная личность. Важно, чтобы этот процесс эволюционировал, а не деградировал, так как психика  только формируется и она подвержена активному влиянию со стороны других. И необходимо для создания зрелой и адекватно мыслящей личности, чтобы это влияние было благотворным.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Анкета

«Определение мотивов учения»

 

1.Учусь потому, что на занятии  по _________________  интересно.

 2.Учусь потому, что заставляют родители.

 3.Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки.

 4.Учусь для того, чтобы подготовиться к будущей специальности.

 5.Учусь потому, что в наше время учатся все.

 6.Учусь потому, что хочу завоевать авторитет у товарищей.

 7.Учусь потому, что нравится узнавать новое.

 8.Учусь потому, что нравится преподаватель.

 9.Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

10.Учусь потому, что хочу больше знать.

11.Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

12.Учусь потому, что хочу быть первым.

ПРИЛОЖЕНИЕ Б                 

АНКЕТА ДЛЯ СТУДЕНТОВ

  1. Каким Вы считаете коллектив своей группы:

           — дружным и сплоченным

           — разобщенным, с отдельными группировками

           — каждый сам по себе.

  1. Удовлетворены ли Вы своими отношениями с товарищами по учебе:

           — да

           — нет

           — не очень (более или менее)?

  1. Как Вы считаете, есть ли в Вашем ОУ преподаватели

        а) к кому можно прийти за советом и помощью:

           — большинство таких преподавателей

           — незначительная часть коллектива

           — единицы?

        б) которые редко теряют терпение, тактичны и выдержаны по от-

           ношению к студентам:

           — большинство таких преподавателей

           — незначительная часть коллектива

           — единицы?

        в) умеющие понятно изложить трудный материал, интересно про-

           вести урок:

           — большинство таких преподавателей

           — незначительная часть коллектива

           — единицы?

  1. Что Вы хотели изменить в отношениях студентов и преподавателей Вашего ОУ:
  2. Назовите места. где Вы чаще всего проводите свободное время

       (техникум, клуб, библиотека, дом, улица, бассейн и др.).

  1. Какие кружки, спортивные секции, объединения, работающие в Вашем ОУ,

Вы посещаете?

  1. Какие органы ученического самоуправления есть у Вас в группе,

       техникуме?

  1. Назовите интересные дела, организованные в Вашей группе, техникуме?
  2. Назовите документы о правах детей, которые Вы знаете?

                                          

  1. Что Вам особенно не нравится в техникуме?

COM_SPPAGEBUILDER_NO_ITEMS_FOUND