Кликтивизм: как устроен пассивный активизм в соцсетях и почему иногда одних лайков недостаточно

Один щелчок может изменить мир к лучшему

Это происходит каждый день. Вы просматриваете ленту в социальных сетях и вдруг попадаете на чей-то благотворительный пост. Взмахом большого пальца вы делитесь информацией или нажимаете «пожертвовать» и за секунду совершаете доброе дело. Согласно мнению экспертов по социальным сетям, в этот момент вы становитесь частью клуба «кликтивистов» или диванных активистов.

Английский термин clicktivism сочетает в себе два слова: «нажать» и «активизм», и означает использование интернета для достижения политических и социальных целей. Но кликтивизм — это не только поддержка или пропагандирование идей в Сети. Сайт clicktivist.org отмечает, что использование цифровых медиа для содействия социальным изменениям может включать целый ряд мероприятий: например, организацию протестов и бойкотов, подписание петиций, хактивизм и краудфандинг. 


То есть вместо того, чтобы маршировать, агитировать или выполнять реальную работу на благо общей цели, вы сводите все ваши усилия к одному лишь клику. Эта форма гражданского участия довольно распространена, поскольку почти ничего не требует — настоящий активизм сопряжен с высокой опасностью, в то время как цифровой активизм связан с минимальным риском и к нему легко приобщиться.

Что делает этот вид активности неопределенным, так это его отсутствие в практическом мире. То, что пропагандируется виртуально, должно быть сопряжено с реальными действиями, поскольку это единственный способ обеспечить надежность и подлинность в достижении любой цели. Ставить лайки, делиться постами и писать в твиттере очень просто. Всего один щелчок позволяет почувствовать, будто мы действительно причастны к решению важной проблемы. Но что это на самом деле меняет? 

#BringBackOurGirls

Прекрасным примером является хештег-кампания #BringBackOurGirls, в котором принимала участие экс-первая леди США Мишель Обама, правозащитница Малала Юсуфзай и другие влиятельные личности со всего мира. Движение, хотя и привело ко всемирной волне протестов против Боко Харам, группы боевиков, похитившей сотни молодых девушек в Нигерии, по-прежнему остается безуспешным, поскольку многие женщины все еще не освобождены. 

#Kony2012

Kony 2012 — это короткометражный фильм, снятый Invisible Children, Inc. с целью сделать Джозефа Кони, военного преступника, разыскиваемого Международным уголовным судом, всемирно известным в надежде на его арест к концу 2012 года. В кратчайшие сроки кампания стала вирусной, а видео на сегодняшний день получило 100 миллионов просмотров. Ролик вызвал вполне логичную цепную реакцию негодования и возмущения в социальных сетях. Тем не менее критики сошлись на том, что мало кто из людей на самом деле уделил время тому, чтобы изучить эту сложную ситуацию подробнее или узнать больше о военных преступлениях Кони с целью добиться правосудия.

#YesallWomen

#YesAllWomen — это кампания в твиттере, которая была создана как реакция на движение #NotAllMen. Она побуждала пользователей делиться примерами женоненавистничества, сексуальных домогательств и насилия в отношении женщин. Смысл состоял в том, чтобы заявить: хотя не все мужчины являются сексистами, но все женщины подвергаются сексизму и домогательствам. Кампания была эффективной, так как вызвала многочисленные дебаты в твиттере, в том числе и пламенные дискуссии между радикальными феминистками и безумцами из движения за права мужчин MRA. 

Ожидание/реальность

Несмотря на сопутствующий резонанс, кликтивизм очень оторван от реальности. Щелкнуть на сердечко или поставить плачущий эмодзи далеко не то же самое, что участие в демонстрации на улице или уход за собаками в приюте. С другой стороны, как для поколения миллениалов, так и для поколения альфа, то есть людей, родившихся после 2010 года, виртуальный мир является естественной средой, в которой они выражают свои взгляды и формируют свое отношение к окружающей действительности. Отчет Viacom Marketing and Partner Insights 2018 года показывает, что миллениалы считают онлайн-активность важной и безопасной формой влияния. Число желающих подписывать онлайн-петиции среди миллениалов на 16% выше, чем у предшествующего им поколения X. 


По мере того как социальные сети становятся все более неотъемлемой частью нашей жизни, доля людей, выполняющих «небольшие» действия одним кликом, будь то перевод денег и репост значимого видео, будет расти. И в этом нет ничего плохого. Большинство людей не склонны помогать, если инструменты для этой самой помощи не лежат прямо перед ними, и в этом сложно их винить. В целом мы все подчиняемся простому проявлению человеческой природы: мы делаем все, что в наших силах, с учетом имеющихся у нас ресурсов.

Материал подготовила Полина Верко

COM_SPPAGEBUILDER_NO_ITEMS_FOUND