Памятник конке

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


В начале XX века, до массового использования электричества, конки (конно-железные дороги) являлись основным средством перевозок по Петербургу большого количества груза и большого числа пассажиров – как правило, представителей малообеспеченных слоев населения, не имеющих средств на извозчиков.


Конка – это одна из разновидностей омнибуса (одно- или двухэтажный вагон, запряженный одной или двумя лошадьми). Скорость конки составляла около 8 км в час. Двухэтажные вагоны имели открытую верхнюю площадку (империал), взобраться на которую можно было по металлической винтовой лестнице. Площадки разнились между собой расположением скамеек - внизу скамейки располагались, как в современных трамваях, на империале же пассажирам приходилось сидеть спиной друг к другу на одной длинной двухсторонней скамье. Билет на первом «этаже» стоил 5 копеек, там могли разместиться 22 человека, на империале – 24 человека платили за проезд по 2 копейки.

В начале XX века конка охватывала 30 маршрутов, проходящих по центру, Адмиралтейской площади, Невскому проспекту и Садовой улице. Прибыльность конки оказалась огромной – когда в городе запустили первую линию, то только за первый год она перевезла около миллиона пассажиров. Потому было создано специализированное общество, владевшее шестью конными парками на 3,5 тысячи лошадей, которые обслуживали 26 маршрутов общей протяженностью около 150 км. Конкой управлял вагоновожатый-кучер, а билеты продавал, сигналы остановок и отправления давал кондуктор.

Управление конкой требовало немалого мастерства и сил: при спуске вниз по мосту хватало и малейшей ошибки, чтобы тут же тяжелый вагон мог наехать на лошадей и спровоцировать аварию. Если на маршруте были крутые подъемы, то подпрягались дополнительные лошади, управляемые своим кучером. После того, как подъем заканчивался, коней выпрягали, и они оставались ожидать следующую конку, которой помогали на трудном участке пути. На конечной остановке лошадей запрягали с другого конца вагона, перевешивали колокол с тормозом и отправлялись в обратный рейс.

Рельсы конок были несовершенны, желобов для колес еще не было, а путь был вымощен булыжником, уложенным на уровне с рельсами. Когда колеса соскакивали с колеи, а также на поворотах, конка ехала прямо по камням, что вызывало очень некомфортные ощущения у пассажиров. С введением в эксплуатацию электрических трамваев (1907 г.), петербургская конка стала терять свою значимость и к 1917 г. исчезла окончательно.

Памятник поистине народному средству передвижения – конке – установили в 2004 г. напротив Василеостровской станции метро. Васильевский остров по праву считается исконно ""трамвайным"" центром Санкт-Петербурга, поскольку именно там было проложено самое большое количество маршрутов конки.

Памятник – двухэтажный вагончик конки – создали по образцу 1872-1878 гг. Детали пришлось восстанавливать по чертежам завода Путилова, которые были найдены в Центральном архиве. В вагончике разместили пункт продажи билетов на поезда и самолёты.


В 2005 г. памятник был дополнен новыми «персонажами» – скульптурами двух лошадей работы А. Зиякаева, выполненных из пластика и бетона. В 2009 г. появился и вагоновожатый-кучер работы скульптора И. Пентешина с соавторами. Одежда кучера включает в себя исторически достоверные детали: фуражка, надписи, бляха с номером 1, герб конно-железной дороги – все было воссоздано по историческим фотографиям, записям «Ленфильма» и по материалам архивов. Даже пуговицы кучерского сюртука, с гербом России, сделаны по слепкам с пуговиц оригинальной форменной одежды кучеров, сохранившихся на студии «Мосфильм».

COM_SPPAGEBUILDER_NO_ITEMS_FOUND