Царицын павильон

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


Царицын павильон находится в Петергофе, являясь главным сооружением Колонистского парка. Павильон был построен в 1842-1844 гг. для супруги Николая I, Александры Федоровны в модном в то время «помпейском» стиле. Здание воспроизводит облик древнеримских домов, которые были найдены при раскопках Помпеи рядом с Неаполем.


Сооружение расположено посреди Ольгиного пруда на Царицыном острове и окружено цветущим садом со статуями, фонтанами, мраморными скамьями. На этом уединённом острове, архитектором А.И. Штакеншнейдером и садовым мастером П.И. Эрлером была предпринята попытка создания некоей модели «рая», идеального романтического мира, о котором мечтала Александра Федоровна.

В состав помещений павильона входили: столовая, буфетная, гостиная, комната с тремя нишами, атриум, кабинет императрицы, наружная лестница, терраса и внутренний садик.

С южной стороны расположен главный вход в павильон. Его украшает небольшая лоджия с мраморными колоннами. Войдя в павильон, сразу попадаешь в залитый светом атриум. В Помпее атриум являлся главной частью дома, которая была закрыта со всех сторон и имела световой проем на потолке. Благодаря тому, что здесь не было окон, в жаркую погоду в доме было не душно. А во время дождя вода собиралась в расположенный в центре атриума бассейн-имплювий. Так же устроен и атриум в Царицыном павильоне. В центре него – квадратный бассейн с фонтаном-вазой. По углам бассейна – четыре колонны из серого мрамора, поддерживающие кровлю. Но по причине переменчивости российского климата Штакеншнейдеру пришлось устроить стеклянный купол, закрывающийся в холодное время года. В качестве водостоков выступали фигуры фантастических чудовищ. Роспись стен атриума выполнена И. Дроллингером по рисункам А.И. Штакеншнейдера. На парапете бассейна – бронзовые скульптуры, привезенные императором из итальянской поездки 1845 г.

Справа от атриума расположена комната с тремя нишами, которая соответствует античной экседре или комнате отдыха. В нишах – синие полукруглые диваны. На отдельном постаменте – мраморная скульптура «Психея» Чинчинато Баруцци.

Через атриум можно попасть в гостиную – самый большой зал павильона. Проем, который соединяет атриум и гостиную, украшают две колонны черно-белого ""античного"" мрамора и статуя лежащей женщины (скульптор Ф. Ламот). Перспектива, которая открывается из гостиной в сторону атриума – самая красивая в Царицыном павильоне. Стены гостиной украшают ярко красные филенки с небольшими темными медальонами с изображением грифонов. На камине – бюст римлянки из мрамора (II-IV вв.) и две фарфоровые вазы, которые расписаны как античные (1830 гг.).

Пол столовой украшен подлинной помпейской мозаикой I века н.э. Обрамление мозаики состоит из полос мрамора и порфира и выполнено по проекту Штакеншнейдера на гранильной фабрике Петергофа.


Кабинет императрицы представляет собой узкую комнату, которая заканчивается полукруглой нишей с диваном малинового сукна. Восточные мотивы в интерьер кабинета вносят две мозаичные витые колонны 12-14 вв. Дверь из кабинета открывается во внутренний садик. Пройдя по дворику и поднявшись по наружной лестнице, можно попасть в кабинет императора. Отсюда узкая винтовая лестница ведет наверх башни. Оттуда открывается прекрасный вид на цветочный сад и пруд.

Во внутреннем садике расположены два фонтана – маленький фонтанчик-маскарон и фонтан «Орел и змея» (скульптор Маркизини). Слева от садика расположена терраса, которую обрамляет ажурный чугунный парапет с вазами.

Семья императора использовала этот павильон в качестве увеселительного. Императрица приезжала сюда вместе со свитой, чтобы посмотреть иллюминацию или выпить чаю. После революционных событий 1917 г. в павильоне открылся музей, просуществовавший до 1933 г. Во времена репрессий Царицын павильон закрыли, а музейные ценности были перевезены в кладовые Большого дворца.

Во время оккупации в павильоне фашистами был устроен наблюдательный пункт. От небрежного обращения здание значительно пострадало, но разрушено не было. Скульптура, оставшаяся на острове, была разбита, деревянные элементы были использованы в качестве дров.

Реставрационные работы в Царицыном павильоне были завершены к 2005 г. и музей открылся для посетителей.

COM_SPPAGEBUILDER_NO_ITEMS_FOUND