Центральный музей железнодорожного транспорта РФ

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


Центральный музей железнодорожного транспорта РФ является техническим музеем в Санкт-Петербурге. Посвящён железным дорогам, подвижному составу и всему тому, что с этим связано. Музей был образован в 1813 году.


В настоящее время экспозиция музея находится в 11 залах площадью около 1200 кв.м, в здании, возведенном специально для музея в 1902 году по идее архитектора Петра Станиславовича Купинского. Экспозиция разбита по темам, построена в хронологическом порядке; экскурсанты знакомятся со становлением и развитием железнодорожной индустрии от образования железных дорог до настоящего времени.

В первом зале «Зарождение железных дорог» представлена модель (масштаб 1:2) первого русского паровоза, созданного отцом и сыном Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми в 1833-1834 годах, модели ранних локомотивов из Англии: паровоз Брунтона 1813 года и паровоз «Ракета» Стефенсона 1829 года. В экспозиции имеется гипсовый бюст профессора Ф.А. Герстнера, руководившего в 1837 году строительством первой российской железной дороги, и другие экспонаты.

Второй зал повествует о первом транспортном ВУЗе нашей страны. В экспозиции представлены портрет А.А. Бетанкура – I ректора института Корпуса инженеров путей сообщения, снимки I здания института и здания 1823 года, фотографии планов занятий, аудиторий, воспитанников и т.д.


Экспозиция зала №3 показывает строительство железных дорог во II половине XIX и начале XX столетий: Екатерининской ж/д, Мурманской, Бендеро-Галацкой, Транссибирской магистрали. Имеется обширное собрание моделей железнодорожных мостов. Например, весьма интересны модели моста через овраг и реку Веребье и моста через реку Мста.

Четвертый зал повествует о развитии российского паровозо- и вагоностроения. Центральное место в экспозиции отдано моделям паровозов и вагонов, уникальным фотографиям. Так, например, здесь можно увидеть модель паровоза типа 0-3-0 серии Д, выполненную в середине XIX века. Также экспозиция широко демонстрирует отечественное вагоностроение дореволюционного периода. Посетитель имеет возможность ознакомиться с моделью пассажирского вагона IV класса для бедного сословия, с моделями грузовых вагонов и т.д.

Не менее интересны подлинные аппараты связи, которые действовали на первых железных дорогах нашей страны. Они выставлены в пятом зале. Здесь представлены стрельчатые телеграфные аппараты Сименса, применявшиеся в первое время эксплуатации Петербурго-Московской ж/д. В середине XIX века они были заменены на более современные телеграфные аппараты Морзе, а к концу столетия железные дороги оборудовали жезловыми аппаратами. Также в экспозиции посетители увидят модель механической централизации Макса-Юделя.


В шестом зале имеются экспонаты, посвященные возведению железных дорог в предвоенное время: с 1926 по 1940 годы, и работе транспорта в годы ВОВ: диорама разрушенной станции художника С.П. Светлицкого, макеты бронепоездов времен Гражданской и Второй Мировой войн и другие.

Залы № 7-11 широко демонстрируют действующие модели и аппаратуру, посвященные развитию НТП на железнодорожном транспорте с 20-х годов XX века и до нашего времени. Здесь имеются модели дорожных и строительных машин: экскаватора, канавокопателя, уплотняющей машины УМ и путеукладчика УК-25. Также наглядно показаны приемы и приборы, которые применяются на транспорте для обнаружения изломов, трещин, старения в рельсах.

В экспозиции, повествующей о строительстве Байкало-Амурской магистрали, помимо фотодокументов, можно увидеть подлинные предметы: плащ изыскателя, седло для лошади, мерная лента, пикетная книжка и т.д. Кроме того, в зале представлена часть вагона для пассажиров в натуральную величину. Такие вагоны, с 2-ухместными купе и душевым помещением были выпущены в 1957 году на ленинградском заводе имени Егорова.

Не все материалы, которыми располагает музей, можно продемонстрировать в постоянной экспозиции. Именно поэтому музеем постоянно организуются выставки из фондов, рассказывающие о юбилейных датах дорог, предприятий, персональные выставки изобретателей, ученых. Сотрудники музея постоянно находятся в научном поиске и работают над совершенствованием экспозиции.

COM_SPPAGEBUILDER_NO_ITEMS_FOUND