Усадьба «Бугры»

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


Усадьба «Бугры» принадлежала Анне Обнинской, одной из четверых детей Петра Наркизовича и Лидии Павловны Обнинских. Хутор «Бугры» был обустроен на примыкавших к деревне Пяткино лесных пустошах в 1880-х гг. В земли усадьбы входили обширные холмистые участки лугов и леса в районе нынешних Кончаловских гор. Усадьба расположилась на вершине холма в сосновом лесу.


До нашего времени сохранился бревенчатый одноэтажный дом с мезонином. Сзади к нему примыкал хозяйственный двор с многочисленными постройками, за которыми располагался большой сад. Перед главным фасадом дома по склону холма располагался живописный парк с экзотическими растениями. В доме имелись голландские изразцовые печи, поэтому жить здесь можно было в течение всего года.

Супруг Анны Обнинской – Иван Трояновский – был увлечен садоводством. В парке перед домом он посадил редкие породы деревьев: пробковое дерево, сибирский кедр. В саду были высажены кусты сирени самых разных сортов и цветов. Но основной страстью Ивана Ивановича являлись орхидеи. Он специально построил для них в Буграх оранжерею, в которой собирал наиболее редкие сорта этих растений и выводил новые. В 1913 г. им даже была издана научная монография под названием «Культура орхидей». Именно после этого Ивана Ивановича признали крупнейшим специалистом в стране по этому профилю. После того, как в результате пожара оранжерея была разрушена, со всех концов мира Трояновскому стали присылать клубни орхидей, и очень быстро погибшая коллекция была восстановлена.

Когда Трояновский проводил лето в Буграх, он лечил крестьян, поскольку больницы рядом не было, а медицинская помощь требовалась всегда. Трояновский лечил крестьян совершенно бесплатно, за что они относились к нему с большим уважением.

В советский период усадьба не была национализировала, поскольку старый деревянный дом в лесу не представлял особенной ценности. В 1919 года А.И. Трояновская пригласила в Бугры на лето Н.К. Метнера и его супругу, но поскольку квартиру в Москве у музыканта отобрали, он прожил в Буграх около двух лет. Вся жизнь этой семьи была сосредоточена вокруг творчества Метнера. В этот период он создал цикл фортепьянных лирических пьес «Забытые мотивы». Часто в Бугры приезжала художница Н. Сапожникова, подруга Трояновской, ученик Метнера Пантелеймон Васильев. Часто в усадьбе гости устраивали «живые картины» на темы музыкальных произведений Вагнера. Анна Трояновская преподавала в колонии «Бодрая жизнь» живопись, водила детей на этюды, а с наиболее способными своими учениками занималась и в Буграх.

В 1928 г. умер Иван Иванович. Его похоронили у Борисоглебской церкви. Дачей стала владеть А.И. Трояновская, которая в 1920-х гг. жила только здесь. Постепенно из-за нехватки средств она была вынуждена распродать отцовскую коллекцию живописи. Наиболее ценные картины она передала Третьяковской галерее.

В 1932 г. она продала усадьбу П.П. Кончаловскому, оставив себе только флигель с верандой в саду. После приобретения усадьбы Кончаловский с семьей ежегодно проводил здесь лето и осень. Пётр Кончаловский занимался здесь охотой и садоводством. Он поддерживал в прежнем виде сад с изысканными клумбами и экзотическими деревьями, проводил смелые садоводческие опыты. Кончаловский очень любил сирень, и именно в Буграх им были созданы известные «сирени», ставшие его творческой визитной карточкой. Здесь П.П. Кончаловский создал почти все свои среднерусские пейзажи.


Ежегодно на праздник Петрова дня жители Пяткино и окрестностей приходили в Бугры на именины хозяина усадьбы. Часто посмотреть на известного художника, его галерею и сад приходили дети из пионерских лагерей и окрестных сёл. В Буграх часто бывали близкие друзья Кончаловских из Москвы, среди которых – писатели А.А. Фадеев, А.Н. Толстой, скульптор С.Т. Коненков, режиссёры А.П. Довженко, В.Э. Мейерхольд, композитор С.С. Прокофьев, актёр Б.Н.Ливанов и многие другие. Во время их приездов у художника рождались их прекрасные портреты. В 1934 г. Кончаловский пригласил Сергея Прокофьева позировать ему. Обдумывая замысел картины, он решил писать портрет Прокофьева под большой сосной в саду, где тому нравилось сидеть в плетёном кресле.

После войны Кончаловский создавал много жанровых произведений на темы из крестьянской жизни («С покоса», «На полдни»), на которых он изображал жителей деревень, которые располагались на месте нынешнего города Обнинска.

COM_SPPAGEBUILDER_NO_ITEMS_FOUND