Итальянский пешеходный мост

Подробная информация о достопримечательности. Описание, фотографии и карта с указанием ближайших значимых объектов.


В начале 18 века в Санкт-Петербурге на левом берегу Фонтанки был возведен дворец, который напоминал итальянские увеселительные дома той эпохи. Его стали называть Итальянским. Там проводились различные собрания, встречи, переговоры. От дворца до улицы Знаменской (в наше время ул. Восстания) располагался большой сад с оранжереями, который тоже спустя какое-то время стали звать Итальянским. Вслед за дворцом и садом улица получила название сперва Садовой Итальянской, позже Малой Итальянской. Выходившая на правый берег Фонтанки улица (напротив дворца) стала зваться Большой Итальянской. Соответственно и мост, соединявший обе Итальянские улицы, Большую и Малую, тоже стал именоваться Итальянским. В 1902 году эти улицы переименовали: Малую Итальянскую – в улицу Жуковского, а Большую Итальянскую – в Итальянскую.


Итальянский мост соединяет через Грибоедовский канал Спасский и Казанский острова Центрального района города. Он находится рядом с храмом Воскресения Христова, более известным как Спас-на-Крови, и неподалеку от Государственного Русского музея (Михайловский дворец) в 300 метрах от станции метро «Гостиный двор» (выход на канал Грибоедова).

Построен Итальянский мост был в 1896 г. на месте яличного перевоза. Однопролетная деревянная конструкции состояла из дощатых ферм с пролетом в свету составлявшим 19,7 м. Автор проекта – инженер Л.Н. Колпицын. Для сохранения просвета под мостом с обоих концов были построены наружные лестничные марши. Мостовое полотно было вымощено ксилолитовыми плитами. В 1902 г. по проекту К. Бальда мост перестроили, заменив ксилолитовые плиты досками.

В 1911-1912 г.г. эта конструкция была заменена новой, проект которой разработал инженер К.В. Ефимьев. Теперь Итальянский мост стал брусчатым с опорами из трехрядных деревянных свай, расположенных в 2-х взаимно перпендикулярных направлениях. Пролет того моста был 9,1 м.

В 1937 году Итальянский мост полностью перестроили так, чтобы через него возможно было провести две теплофикационные трубы. По документам 1946 года длина моста составляла 18,4 метра, отверстие моста – 8,5 м, а ширина между перилами – чуть более 2 метров.

Со временем мост пришел в аварийное состояние. В 1955 во время ремонта набережной он был заново перестроен, приобретя нынешний облик. Инженерные расчеты были произведены В.С. Васильковским и А.Д. Гутцайтом.

Итальянский мост был возведен в стиле классицизма. Он не сохранил оригинальных деталей декора. Украшения во многом схожи с художественными элементами других мостов, строительство которых велось в начале 19 века. Перила моста – секционные. Они исполнены из закругленных стержней с капителями – раскрывающимися бутонами – и декорированы литыми из чугуна стойками с дополнительными деталями: пиками с веточками акаций, круглыми щитами с перекрещенными мечами. На щитах –пятиконечные звезды, которые были распространены в качестве элементов украшения в советское время.


Ограждения моста во многом напоминают классические образцы. Внешний вид осветительных элементов Итальянского моста – фонарей и торшеров – схож с образцами русского классицизма и напоминает, например, торшеры Зеленого моста на Мойке. Фасады несущих балок также имеют декор в стиле классицизма, но вместо скульптурного орнамента с растительной или животной тематикой, распространенной в классицизме, поля балок разделены по кривым дугам на три части. Это напоминает о разделении антаблемента строений, выполненных в стиле классицизма, на фриз, архитрав и карниз.

Нижняя и верхняя полосы балок украшены множеством художественно-архитектурных деталей и элементов.

COM_SPPAGEBUILDER_NO_ITEMS_FOUND